О второй зональной сессии «Центральная экономическая зона»

29 Окт 2018

medium_a48a172959ca9a4bee5cf652e9499480c98bc2f5В очередной зональной сессии «Центральной экономической зоны» приняли участие представители центральных районов, таких как: Амгинский, Горный, Кобяйский, Мегино-Кангаласский, Намский, Таттинский, Усть-Алданский, Хангаласский, Чурапчинский районы, город Якутск и Жатай.


Из доклада руководителя «Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия)» Валентины Кондратьевой следует, что центральная зона наиболее инфраструктурно обустроенная территория с диверсифицированной экономикой, ядром которой является столица республики город Якутск, где проживает треть населения республики. Центральная Якутия представляет собой единое экономическое пространство для свободного перемещения людей, товаров, услуг, капиталов, осуществления межрайонных и межрегиональных связей; объединена единой транспортной, энергетический инфраструктурой, информационно-коммуникационной средой и другими инфраструктурными объектами.

Отраслями экономической специализации Центральной зоны являются: операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, финансовая деятельность, обрабатывающие производства, гостиницы и рестораны и др.

Кроме того, значительна доля в экономике бюджетного сектора – госуправление, образование, здравоохранение.

Стратегической целью по направлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) является создание всесезонной транспортной сети с выходом в единую транспортную сеть страны, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых и новых отраслей производства, комфортные условия проживания и транспортную мобильность населения. Развитие транспортной инфраструктуры способно обеспечить мультипликативный эффект в экономике.

Ключевыми инвестиционными проектами являются:

- завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск;

- строительство моста через реку Лена в районе г. Якутска;

- строительство и реконструкция федеральных автодорог «Лена», «Колыма» и «Вилюй»;

- строительство региональных автодорог «Амга» с выходом в Хабаровский край с дальнейшей передачей в федеральную собственность, «Кобяй», «Умнас»;

- реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта «Якутск»;

- реконструкция Якутского речного порта;

- строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи.

Что касается улучшения качества жизни сельских поселений в указанных районах, то пространственное развитие сельских территорий предполагает реализацию комплекса мероприятий, путем повышения уровня благоустройства и содействия улучшению жилищных условий для сельского населения. К 2030 году планируется увеличение удельного веса жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, до 82,9%.

В ходе зональной сессии так же были обсуждены и выслушаны мнения по теме Демографического прогноза из которого следует, что численность населения Центральной зоны к 2030 г. составит 573,7 тыс. чел., рост к 2017 г. – на 9%. Новыми центрами притяжения и поляризации населения (кроме г. Якутск) станут Мегино-Кангаласский, Намский, Хангаласский, Чурапчинский районы, что связано с их опережающим развитием, относительно развитой инфраструктурой и близостью к центру.

Прошло обсуждение вопроса по перспективной численности населения. Так, для экономического и социального планирования необходимо предвидеть возможную численность населения, на некоторый период вперед. Такие расчеты строят на основе гипотез относительно будущей динамики рождаемости, смертности и миграции. Их проводят разными методами в зависимости от того, что необходимо определить: общую численность населения или численность по отдельным группам.

В рамках разработки Стратегий социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов демографический прогноз может использоваться при прогнозировании численности трудовых ресурсов и кадровой потребности экономики территорий, прогнозирования уровня безработицы населения, формирования доходов муниципальных бюджетов, мероприятий муниципальных программ и развития сети объектов социальной инфраструктуры.

Основные тенденции развития электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства в Центральной экономической зоне учитывают положения Стратегии комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года и Концепции преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Саха (Якутия) на 2017-2021 годы.

Исходные положения, закладываемые в тенденциях развития:

- повышение качества предоставляемых услуг;
- повышение производительности труда;
- повышение энергоэффективности;
- привлечение частных инвестиций, реализация концессионных соглашений и энергосервисных договоров;
- снижение бюджетных затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства.

Основным направлением дальнейшего развития стратегического планирования развития систем коммунальной инфраструктуры министерство видит в синхронизации документов территориального планирования муниципальных образований со схемами теплоснабжения и инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Для республики одной из основных задач является формирование опорной транспортной сети с выходом к общероссийскому транспортному сообщению, обеспечивающей организацию круглогодичной поставки грузов, исключающей сезонный характер завоза, являющийся одним из основных сдерживающих факторов социально-экономического развития крупнейшего региона страны. По которому на сегодняшний день ведется ряд комплексных работ в целях улучшения общих показателей.

Источник: Министерство экономики Республики Саха (Якутия)