Агентство стратегических инициатив (АСИ) представило единый региональный социальный стандарт – комплекс управленческих решений, направленных на повышение уровня удовлетворенности жителей качеством социальных услуг. Документ включает 13 пунктов – от наличия в регионе отдельной стратегии развития социальной сферы до механизма оценки соцуслуг жителями. Стандарт является частью Национальной социальной инициативы, которую по поручению Президента РФ Владимира Путина АСИ внедряет по всей стране.
«Социальный стандарт – это свод лучших практик и решений, которые помогают создавать фундамент социальной политики регионов. В нем 13 пунктов. Во многих регионах эти пункты уже реализованы и работают эффективно.
Например, разработаны регламенты взаимодействия разных структур в субъекте, социальная стратегия, работают советы по качеству жизни, которые возглавляют лично губернаторы. Согласие внедрять социальный стандарт уже дали 35 регионов – это первая волна, с которыми мы начинаем работу», – отметила гендиректор АСИ Светлана Чупшева во время презентации регионального социального стандарта, которая прошла в Сахалинской области.
Первым шагом во внедрении стандарта станет самооценка региона, то есть анализ того, какие элементы социального стандарта нужно создавать с нуля, а какие уже работают – в этом случае в субъекте проверят их эффективность.
Оценку будут проводить как администрация региона, так и независимая экспертная группа, в которую войдут представители здравоохранения, образования и социальной защиты, НКО, социальные предприниматели, а также сами получатели социальных – всего около 15 человек. После оценки формируется план внедрения стандарта, в этой работе тоже будут участвовать эксперты, они же проанализируют эффективность действия социального стандарта.
По стандарту в субъекте должен функционировать институт региональных сервисных уполномоченных (РСУ). РСУ разрабатывают решения по повышению качества предоставления услуг в социальной сфере на основе методологии сервис-дизайна. При поддержке АСИ в 27 регионах такой институт уже создан.
Еще один важный элемент стандарта – создание доступной инфраструктуры социальной поддержки граждан. То есть в каждом регионе- участнике проекта будет открыт мультицентр для лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающий услуги реабилитации и абилитиации, квартиры и дома для сопровождаемого проживания людей с инвалидностью, центры дневного пребывания и семейные центры для детей с инвалидностью и особенностями здоровья, центр паллиативной помощи, семейные многофункциональные центры, кризисные центры для безопасного пребывания женщин и детей, пострадавших от насилия.
Также в документе прописаны наличие навигатора по мерам поддержки, на которые может рассчитывать человек в зависимости от своей жизненной ситуации и статуса семьи, и внедрение комплексной программы помощи семье с ребенком с врожденными пороками развития – практика, которую успешно реализовали в Свердловской области.
Кроме того, в регионах внедрят службу социальных координаторов, оказывающих помощь жителям в режиме одного окна, задействуя при этом ресурсы государства, бизнеса, благотворительных фондов и некоммерческих организаций. Такая служба уже работает в Якутии, Самарской области, Башкирии, Татарстане и Ярославской области.
Светлана Чупшева также отметила, что эти 13 пунктов – неисчерпывающие: это первый шаг для того, чтобы принципы открытости, дружелюбной коммуникации с людьми, обращающимися за поддержкой, совместной работы по социальной поддержке с бизнесом стали нормой.
«Стандарт – это не догма. Нам надо вместе посмотреть, что из этого работает, а что надо скорректировать. Этот документ необходимо адаптировать к жизни, чтобы он был действительно полезным», – подчеркнула генеральный директор АСИ.