Плата за отопление

Плата за отопление

Существует всего два способа платы за отопление: равномерно в течение года одинаковыми суммами платежей (схема «1/12») или в течение отопительного сезона. У нас в Якутии применяется плата за отопление равномерно в течение года, за исключением посёлка Жатай, где оплата производится по факту в течение отопительного сезона[1].

При оплате только в отопительный сезон по фактическому получению теплоэнергии, потребители производят оплату в течение 9 месяцев. В сентябре-ноябре суммы постепенно нарастают. Декабрь-январь дают наибольшую стоимость в квитанциях по оплате за тепловую энергию. Далее с наступлением весны они снижаются. Летом за отопление платить не требуется. Данный способ оплаты является максимально прозрачным и понятным.

Схема «1/12» (в течение года) является привычной, так платили с советских времен, а многим кажется еще и более справедливой – ведь и зарплату, и пенсию люди тоже получают ежемесячно. Главный фактор, играющий в пользу равномерных платежей то, что отопление является самой дорогой коммунальной услугой, на долю платежей за тепло в совокупном объеме платы домохозяйств за жилищно-коммунальные услуги приходится от 30% и выше.

Сосуществование двух схем поначалу было временным решением, со сроком действия до 31 декабря 2014 года – после этого планировалось, что вся страна перейдет на оплату по факту. Однако, значительная часть субъектов РФ не пожелали применять на своих территориях новый порядок оплаты за тепловую энергию, сохранив круглогодичную равномерную оплату, а правительство РФ оставило возможность выбора.

Каждый регион нашей страны имеет право переходить с одной системы на другую. И обратно.

При всей привычности схемы «1/12», она сопряжена со сложностями, связанными с перерасчетами и нарушениями в начислениях, а также превращает потребителя в пассивного клиента, задача которого - вносить одинаковые суммы и ни о чем не задумываться.

Большинство управляющих компаний и ТСЖ в домах с общедомовыми приборами учета ведут начисление за отопление по нормативу, что является нарушением, так как по Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 начисление должно быть рассчитано по среднемесячному факту прошлого года. Тем не менее, некоторые из них делают перерасчеты между фактическим и нормативным потреблением в пользу потребителей.

Кроме того, уже 3 года для жителей многоквартирных домов существует возможность перехода на прямые договора. Если управляющая компания или ТСЖ в полном объеме производят перерасчеты за оплаченную тепловую энергию жильцам, то у них отсутствует какая-либо выгода быть посредником в данных отношениях между потребителем и поставщиком коммунальных ресурсов, даже наоборот это обстоятельство накладывает больше финансовых обязательств, как итог может накопиться кредиторская задолженность. Но по опубликованным УГСЖН РС(Я) данным ситуация в Якутске складывается следующим образом: если производится перерасчет, то существенно меньше, чем полагается, либо перерасчет производится только на основании заявлений жильцов, хотя по Правилам N 354 перерасчёт должен производиться даже при отсутствии заявлений. Поэтому нечистые на руку управляющие компании и ТСЖ не торопятся переходить на прямые договора.

Однако, стоит отметить, что при переходе потребителей на прямые договора проблемы с перерасчетом и начислением по нормативам сохраняются, что подтверждается жалобами горожан.

Если при использовании схемы «1/12» ничего не нарушается и все работает согласно Правилу N 354, то все-равно возникают проблемы у производителей, например, в течение года возникают кассовые разрывы и сложности с биллингом.

Теплоснабжающая организация приобретает топливо для своих котельных по фактическому объему и стоимости, а с потребителей получает оплату за поставленную теплоэнергию в размере «1/12», то есть они не добирают платежи, и ситуация нормализируется только в августе. Кроме того, при данной схеме расчетов, в течение года люди платят равные суммы, но по итогам года начисления необходимо заново пересчитывать, что накладывает дополнительные трудозатраты для теплоснабжающей организации.

Стоит отметить опыт «отопительной» реформы в Иркутской области. Областное правительство приняло тогда соответствующее решение. В Иркутске, где с альтернативной системой прожили уже три зимы, жалобы людей на суммы за тепло исчезли как вид (в реформированных муниципалитетах).

Руководитель надзорного ведомства Проценко отмечал по этому поводу статистику, которая показала, что переход на новую систему оплаты оказался эффективным – резко снизилось количество обращений в жилнадзор граждан, которые были недовольны суммами по оплате за отопление. «С начала 2019 года в жилнадзор не пришло ни одной жалобы на суммы в платежках за отопление», - цитировали иркутские СМИ г-на Проценко.

Оплата по факту в теории способна подвигнуть собственников многоквартирных домов к оптимизации потребления теплового ресурса. Данную теорию можно подтвердить фактическими данными, например, сравнить дома КПД одинаковой серии 464-ВМ с ОДПУ в Жатае и Якутске. В перерасчете на 1 кв.м. жилой площади в Жатае среднемесячное потребление в 2018 году составило 0,0230 Гкал, а в Якутске 0,0269 Гкал, в 2019 году в Жатае 0,0214 Гкал, в Якутске 0,0249 Гкал. В среднем одинаковые дома более энергоэффективны при расчете по фактическому потреблению, примерная экономия составляет 14-15%.

Переходить ли на схему оплаты за тепловую энергию по факту – на сегодняшний день вопрос риторический, на который можно ответить только после проведения публичных обсуждений с участием населения и экспертов в жилищно-коммунальной сфере, не аффилированных с ресурсоснабжающими организациями.

[1] http://www.1sn.ru/194560.html


Печать   Электронная почта